ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ
С американцами или «заатлантическими друзьями» у нас старая и испытанная дружба, так великодушно и красноречиво засвидетельствованная ими в черные дни неурожайного 1891 года. Нынче они дали новый знак своей приязни к России и к русским. Такой овации, какая выпала на долю русских моряков во время празднеств в честь Колумба, еще никогда не было в Америке, пишет корреспондент «Недели»; ораторы на банкете говорили, обращаясь к русским морякам: «Все ваше плавание и всякий шаг в Нью-Йорке были беспрерывным триумфом», которого американцы, следует заметить, не только не скрывали перед лицом других иностранцев, а, напротив, самым выразительным образом подчеркивали.
Овации удостоились русские и во время смотра. Воздух дрожал от восторженных кликов народа…
Американские газеты, говоря о смотре, выразились, что достаточно одного русского батальона – такого, какой они видели, - чтобы сокрушить команды всех флотов, собравшихся в Нью-Йорке. Английских же матросов «New-York Gerald», давая отчет о параде, назвал «красными дурацкими куклами».
Вечером в день парада происходила на рейде иллюминация судов. Английская эскадра в качестве представителя богатейшей нации иллюминировалась великолепно, так что ни одно судно не могло равняться по количеству огней с судами английской эскадры. Но вместо одобрения английской иллюминации иллюстрированное издание «The Illustrated American» изобразило английскую эскадру, залитую светом огней, с заревом над ними, словно на судах происходит пожар, и снабдило эту иллюстрацию подписью: «наглядное изображение уничтожения английского флота». Такое враждебное отношение к Англии мне объяснили влиянием ирландской агитации.
В американском народе живет вера в земскую будущность России. Мы, переживающие в родной стране счастливые и несчастные времена, относимся к событиям слишком горячо, легко переходим от восторга к отчаянию и принимаем близко к сердцу последствия, происходящие от столкновения прогресса с реакцией, скептицизма с легковерием. Этого не делают американцы, наблюдая за нами из своего далека. Беседуя с ними, я убедился, что у американцев гораздо больше веры в наше лучшее будущее, нежели у нас самих. Американцы желают нам прогресса, движения, знают о некотором застое, переживаемом Россией, но смотрят на него как на временное явление.
«Орловский вестник», №135, 25 мая 1893 года